Региональный центр дополнительного образования детей

Ошибка
  • JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 43

Инклюзивное образование

Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурноэтнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

Инклюзивное образование на территории РФ регулируется следующими документами:

1. Международно-правовые документы:

- «Конвенция ООН о правах ребенка», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицированная Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. и действительная ныне на всей территории Российской Федерации.

- Программа ЮНЕСКО «Образование для всех», сверхзадачей которой по существу является устранение разного рода барьеров на пути доступа различных групп населения к образовательным ценностям. Программа в максимальной степени актуализирует внимание к проблемам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов).

- Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

2. Федеральный уровень:

-     Конституция РФ;

-    Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-     Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ с дополнениями и изменениями «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

 - Приказ Минобрнауки от 09 ноября 2015года №1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»

3. Региональный уровень:

-  Постановление Правительства Вологодской области от 29 декабря 2014 года № 1208 об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) и их родителями.

-  Приказ Департамента образования области от 24 декабря 2014 года № 3055 "Об организации дистанционного обучения детей-инвалидов"

-  Постановление Правительства Вологодской области от 21 апреля 2014 г. № 323 "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья"

-  Положение о Координационном совете по реализации проекта развития инклюзивного образования в Вологодской области

(Для ознакомления с документами регионального уровня можно перейти на сайт Департамента образования Вологодской области)

Существует восемь принципов инклюзивного образования:

— ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

— каждый человек способен чувствовать и думать;

— каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

— все люди нуждаются друг в друге;

— подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

— все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

— для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

— разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: администрация и педагоги обычных школ принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей.

Прием детей-инвалидов в общеобразовательную школу должен быть на основе заключения медико-психологической и педагогической комиссии (ИПР), то есть должно быть обязательно прописано, что он может учиться в общеобразовательной школе.

Именно родители "особых" детей настаивают на их включение в обычное детское сообщество. Прежде всего это связано с тем, что в налаженной системе коррекционного (специального) образования с хорошо отработанной десятилетиями методикой обучения детей с проблемами в развитии, слабо развита социальная адаптация "особого" ребенка в реальном мире – он находится в изоляции от социума. Разумеется, что дети с особыми потребностями адаптируются к жизни в общеобразовательных школах (далее – ОУ) лучше, чем в специализированных учреждениях.Особенно заметна разница в приобретении социального опыта. У здоровых же детей улучшаются учебные возможности, развивается толерантность, активность и самостоятельность.

Отношение сверстников к нетипичным детям напрямую зависит от наличия твердой позиции взрослых и климата в классе в целом. Наблюдения американских специалистов показывают, что те, кто, до школы посещал детские сады вместе с детьми с ограниченными возможностями, относились к ним спокойнее и с большим пониманием, чем даже учителя, впервые начавшие работать с ними.

Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах:

-   индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося – ребенка с ОВЗ - по развитию академических знаний и жизненных компетенций;

-  социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его;

- психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;

-  психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;

- индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;

- портфолио учащегося – ребенка с ОВЗ;

-  компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;

-   повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования;

- рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;

-  тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;

- адаптивная образовательная среда – доступность классов и других помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);

-  адаптивная образовательная среда – оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа);

-   адаптивная образовательная среда – коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;

-   сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;

-  ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.

Инклюзивное образование предполагает целый комплекс серьёзных изменений во всей школьной системе, в ценностных установках, в понимании роли учителя и родителей, в педагогике (педагогическом процессе) вообще.

Основная цель образовательного учреждения, вступившего на путь развития инклюзивной практики – создание специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников.

Специальные условия для получения образования детьми-инвалидами (детьми с ограниченными возможностями здоровья), закрепленные в нормативно-правовых, регламентирующих и рекомендательных документах, можно условно разделить на несколько групп, определяющих направления работы образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику.

Самое общее и основное условие включения ребенка с ОВЗ в социальное и – в частности – образовательное пространство – создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов в общество. При этом на уровне образовательного учреждения это условие дополняется задачей создания адаптивной образовательной среды.

Перечислим далее основные группы условий:

1. Материально-техническая база, оснащение специальным оборудованием; возможность организации дистанционного обучения.

2. Организационное обеспечение образовательного процесса, включающее в себя нормативно-правовую базу, финансово-экономические условия, создание инклюзивной культуры в организации, взаимодействие с внешними организациями и родителями (необходима разработка регламентов взаимодействия с внешними организациями, локальных актов образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику), информационно-просветительское обеспечение.

3. Организационно-педагогическое обеспечение. Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса. Реализация вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы. Использование различных видов образования. Применение современных технологий образования и психолого-педагогического сопровождения. Адаптация методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся и воспитанников с ОВЗ.

4. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, организация коррекционной работы.

5. Кадровое обеспечение. Специальная подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ (детьми-инвалидами), работе в условиях инклюзивной практики.

Таким образом, создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ (детьми-инвалидами) связано не только и не столько с созданием определенной материально-технической базы образовательного учреждения, сколько с изменением всей образовательной среды.

Цель инклюзии - не только интеграция детей с ОВЗ в массовые образовательные учреждения. Ведущим принципом инклюзивной образовательной среды является ее готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей за счет структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы учреждения.

О Региональном центре дополнительного образования детей

Региональный центр дополнительного образования детей является многопрофильным учреждением дополнительного образования, решающим следующие задачи:
- разработка и внедрение современных дополнительных образовательных программ по организации деятельности детей технической, туристско-краеведческой физкультурно-спортивной, художественной и социально-педагогической направленности;
- отработка в детских объединениях муниципальных районов и городских округов современных дополнительных образовательных программ лучшими педагогами области при сопровождении специалистами центра;
- организация мероприятий регионального уровня для детей, проявивших одаренность по всем направленностям дополнительного образования детей;
- подготовка команд и сопровождение одаренных детей для участия во Всероссийских и международных, конкурсах, фестивалях, соревнованиях.

В течение года Региональным центром проводится около 50 мероприятий - это туристско-краеведческие экспедиции, соревнования, исследовательские конференции и олимпиады, заочные конкурсы. Мероприятия финансируются за счет 4–х областных Государственных программ: «Развитие образования Вологодской области на 2013-2017 годы», «Развитие физической культуры Областные соревнования по скалолазанию_2и спорта в Вологодской области на 2014-2020 годы», «Развитие системы комплексной безопасности жизнедеятельности населения области на 2013-2017 годы»,«Обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности в Вологодской области на 2014-2020 годы». В 2014 году на проведение областных мероприятий и выезды детей в экспедиции, на соревнования, конкурсы затрачено более 2-х млн. рублей.

В 2014 году 6246 детей области приняли участие в международных, всероссийских, Областная патриотическая экспедиция межрегиональных и областных мероприятиях, организуемых и координируемых Региональным центром. Воспитанники Центра 8 раз выезжали на межрегиональные и всероссийские туристические и физкультурно-спортивные соревнования. Проведено 12 областных мероприятий туристско-краеведческой направленности; организованы профильные смены – областной туристско-спортивный поход «Хрустальный горизонт» на Кольский полуостров (июль); региональная историко-краеведческая экспедиция «Ловитва» (июле-август) в Тотемском, Харовском, Белозерском, Вашкинском районах; экспедиция по изучению биоразнообразия Вологодской области в Чагодощенском районе (июль). С марта по август 2014 года для 150 воспитанников детских домов были организованы туристические походы «Азимут надежды». В 2014 году школьники стали активными участниками областных акций: в акциях «Подарок солдату» и «Вологодчина детям Новороссии» приняли участие 62 070 человек. В 2014 году Губернатором области запущен проект – областная патриотическая экспедиция «Моя Родина – Вологодчина», участниками которой стали 2387 человек. В областных мероприятий туристско-краеведческой направленности приняли участие 1296 детей.

В 2013 году обновлено туристское снаряжение. Приобретены палатки, катамараны, тенты, рюкзаки, компасы на сумму около 200 000 рублей. В результате проводимых мероприятий в 2014 году в первенстве России по спортивному туризму - лыжные дистанции — Фоминский Владислав (Вытегорский район), Зимина Арина (Вытегорский район), Ваточкин Артем (г. Вологда) стали победителями.

В детских объединениях учреждения на сегодня занимаются 135 детей. Всего работает 8 объединений: 2 по спортивному туризму, 2 по краеведческому направлению, 2 социально-педагогическое, 2 по естественнонаучному. За время работы Центром создано 8 дополнительных образовательных программ, одной из которых является авторская инновационная программа «Древнейшие страницы Вологодского края». Большая часть программ разработана по туристско-краеведческому направлению.

Организуется большой блок мероприятий физкультурно-спортивной направленности. В 2014 году перед Региональным центром поставлена задача по внедрению комплекса ГТО в общеобразовательные школы области. Впервые за много лет в июне 2015 года будет организован Фестиваль ГТО для детей и юношества.
В 24 районах области создано 43 школьных лесничества. Наиболее эффективно работают школьные лесничества в Грязовецком, Вологодском, Кирилловском, Никольском, Кичменгско-Городецком муниципальных районах. Один раз в 2 года проводится Областной Слёт школьных лесничеств.

Центр является организатором Губернаторской елки для одаренных детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вручения одаренным детям области премии в области образования «100 юных талантов». Работа с одаренными детьми в области имеет глубокие традиции, поэтому Региональным центром сохранена система мероприятий, организуемых влившимися в данное учреждение организациями: Областной станцией юных натуралистов, Центром детско-юношеского туризма, Областной детско-юношеской спортивной школой, Центром экскурсионной работы. В настоящее время Региональный центр разрабатывает модель работы по выявлению и сопровождению детей имеющих творческую одаренность, в нее включается как традиционная система мероприятий, так и новые мероприятия, например, по научно-технической направленности, разрабатываются схемы взаимодействия с органами власти, образовательными и общественными организациям.

В 2013 году вновь созданное учреждение ««Региональный центр дополнительного образования детей» въехал в здание по адресу ул. Горького, 101. В 2012 году проведена техническая экспертиза здания. Здание требует ремонта. За прошедшие 2 года удалось отремонтировать кровлю, систему водоснабжения и канализации, частично заменить электрику, отремонтировать кабинеты второго и третьего этажей для сотрудников, санитарные комнаты, заменить окна по всему зданию, организовать видеоконференцсвязи с муниципальными образованиями и дистанционное обучение, отремонтировать конференц-зал и приобрести компьютерное оборудование. В 2014 году начат ремонт актового зала. В ремонтные работы и приобретение оборудования за 2 года вложено более 11 млн. рублей. В соответствии с планом мероприятий в 2015 году запланированы продолжение ремонта актового зала, ремонт помещений на 1 этаже для спортивного зала, подвала и дренажной системы.

У Регионального центра дополнительного образования детей большие планы. Новые задачи, поставленные государством перед системой дополнительного образования детей, не дают стоять на месте, диктуют необходимость развивать новые формы и технологии в образовании, мотивировать негосударственные организации к предоставлению услуг дополнительного образования детей и взрослых.

История центра

Автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Вологодской области «Региональный центр дополнительного образования детей» (сокращенное название АОУ ДОД ВО "Региональный центр дополнительного образования детей") создано 24 апреля 2013 года путем реорганизации в форме слияние Бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Вологодской области «Областной центр детского и юношеского туризма и экскурсий», Бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Вологодской области «Областной центр внешкольной (спортивно-массовой) работы» и Бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Вологодской области «Областная станция юных натуралистов».

17 июля 2014 года путем изменения типа существующего бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Вологодской области «Региональный центр дополнительного образования детей» создано Автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Вологодской области «Региональный центр дополнительного образования детей».

На основании приказа Департамента образования Вологодской области от 30.12.2015 года № 3515 утвержден Устав автономного образовательного учреждения дополнительного образования Вологодской области «Региональный центр дополнительного образования детей».

Общая информация о Центре

Наименование учреждения

Автономное образовательное учреждение дополнительного образования Вологодской области «Региональный центр дополнительного образования детей»

(сокращенные – АОУ ДО ВО «Региональный центр дополнительного образования детей»; 
АОУ ДО ВО «РЦДОД»)

Директор Колыгин Николай Михайлович
Адрес

160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 101

Телефон (факс) 8 (8172) 28-69-00
E-mail secretar-rcdop@obr.edu35.ru
График работы

Пн. - пт. с 8.30 до 17.00, обед с 12.30 до 13.00.

Выходные – Сб, Вс.

Сайт:

http://www.rcdop.edu.ru/

Учредитель:

Департамент образования Вологодской области

160012, г. Вологда, ул. Козленская, 114

Начальник департамента: Рябова Елена Олеговна

Приемная: 23-01-00 (доб. 2010)

E-mail: edu@edu35.ru

Сайт: http://depobr.gov35.ru/

График работы:

пн. - пт. с 8.00 до 17.00

обед с 12.30 до 13.30

сб., вс. - выходной

Руководство

Директор – Колыгин Николай Михайлович
e-mail: director@rcdop.edu.ru
Помощник руководителя – Добрынина Светлана Николаевна,
тел. (8172) 28-69-00
e-mail: secretar-rcdop@obr.edu35.ru


Заместитель директора по административно-хозяйственной работе –
Герасимова Наталия Николаевна
тел. (8172) 28-60-62
e-mail: zam2-rcdop@obr.edu35.ru


Заместитель директора по организационно-массовой работе –
Багулина Татьяна Николаевна
тел. (8172) 28-69-10
e-mail: zam1-rcdop@obr.edu35.ru

Заместитель директора по учебно-методической и информационной работе  
Колесник Юлия Васильевна
тел. (8172) 28-60-80
e-mail: tur-konkurs@yandex.ru 

 

График работы:
Понедельник - пятница - с 8.30 до 17.00
Выходной - суббота, воскресенье.

Support Service

Pede nibh nec ante nunc Mauris urna commodo nascetur at pellentesque. Quis eget tellus Vivamus ipsum malesuada eros ligula mauris interdum risus. Interdum mauris a lorem sagittis in tellus dui justo sit gravida. Lacus ac orci tincidunt aliquam risus Nullam ligula lobortis fames quis. Aliquam et magna et sem a dapibus diam Suspendisse dis Duis.

Подробнее...

Home Деятельность

Представительства

 

 

 

 

© 2015 Автономное образовательное учреждение дополнительного образования Вологодской области 

 

 

 

Наш Адрес:

Вологда, ул. Горького, 101, 3 этаж

Режим работы:

пн. - Пт. 8.30 - 17.00

СБ. - ВС. выходные

обед: 12.30-13.00