Региональный центр дополнительного образования детей

Материалы

19 марта - 110 лет со дня приказа по Морскому ведомству, которым подводные лодки были объявлены самостоятельным классом боевых кораблей (создание подводного флота России)

Ежегодно 19 марта военнослужащие Подводных сил Военно-Морского Флота (ВМФ) России отмечают свой профессиональный праздник — День моряка-подводника. Именно в этот день в 1906 году по указу императора Николая II в классификацию судов военного флота был включен новый класс кораблей — подводные лодки. Этим же указом в состав Российского флота были включены первые десять подводных лодок. Первая отечественная подлодка «Дельфин» была построена в 1904 году.

 

Впервые подводные лодки как новый разряд кораблей, еще не получивший официального признания, приняли участие в боевых действиях в русско-японской войне. В октябре 1904 года четыре подводные лодки были доставлены по железной дороге во Владивосток, что позволило уже к концу лета 1905 года сформировать из них отряд численностью в 10 единиц под командованием лейтенанта А.В. Плотто. Наличие русских подводных лодок в составе сил, предназначенных для обороны Владивостока, заставило противника отказаться от действий против русской военно-морской базы.

Формирование первого соединения подводных сил — бригады подводных лодок в составе Балтийского флота — относится к 1911 году. Бригада базировалась в Либаве и состояла из 11 подлодок, плавучих баз «Хабаровск» и «Европа». В ходе Первой мировой войны (1914-1918) подлодки использовались для борьбы на морских коммуникациях. К концу войны сформировался самостоятельный род Флота — Подводные силы, который мог решать задачи как тактического, так и оперативного характера.

С 1930 по 1939 год флот СССР пополнился 20 большими, 80 средними, 60 малыми подводными лодками и 20 подводными минными заградителями. В начале Великой Отечественной войны четыре флота включали 212 подводных лодок. Все подводные лодки были сведены в бригады, дивизионы и группы. Управление ими возлагалось на командующего флота, руководство же боевой и повседневной деятельностью осуществлялось подводным отделом флота. Военный совет флота определял задачи подводных лодок и районы их боевых действий.

Процесс внедрения на подлодки в 50-е годы прошлого столетия ядерных энергетических установок стал важным переломным событием в истории советского ВМФ — была достигнута неограниченная автономность плавания. 17 декабря 1958 года в Северодвинске состоялась церемония подъема Военно-морского флага на первой отечественной атомной подводной лодке К-3, а через 10 лет ВМФ располагал уже более чем 50 атомными подводными лодками. В 1960 году началось серийное строительство ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, первые из которых вошли в состав ВМФ в 1967 году. В конце 1950-х годов началось несение советскими подводными лодками боевой службы в удаленных районах Мирового океана. Первоначально в Средиземное море была направлена группа из четырех подводных лодок, через год их количество выросло в 3 раза. Начиная с июля 1967 года, эскадра кораблей ВМФ СССР стала действовать в этом районе на постоянной основе.

Одновременно советскими подлодками осваивались и другие районы Мирового океана. Так, летом 1962 года атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» совершила первый в истории флота поход подо льдами Арктики к Северному полюсу и осуществила там всплытие. В 1963 году арктические подледные переходы с Северного флота на Тихоокеанский флот выполнили торпедные и ракетные атомные подводные лодки. Одновременно советские подлодки осваивали районы Атлантики, Тихого океана, а также Филиппинское и Южно-Китайское моря.

Говоря о деятельности советских подводных сил в годы глобального противостояния, необходимо отметить большие масштабы их участия в мероприятиях оперативной подготовки. Так, в ходе учения «Океан-80» в Атлантике действовали более 50 советских подводных лодок, в том числе 21 ракетный подводный крейсер стратегического назначения.

Основу современных Подводных сил ВМФ России составляют атомные стратегические и многоцелевые подводные лодки, вооруженные баллистическими ракетами морского базирования и крылатыми ракетами.  Сегодня субмарины различных классов продолжают нести боевое дежурство и боевую службу в рамках системы обеспечения национальной безопасности России. Наличие современного подводного флота позволяет России оставаться в числе крупнейших морских держав. Поэтому строительство подводных лодок в нашей стране продолжается и сегодня.

статья подготовлена по материалам сайта Управление пресс-службы и информации  Минобороны РФ